МУЗЕЙ ИГРУШЕК АЛЕКСАНДРА ГРЕКОВА
представляет очередную выставку "Рождённая огнём" (Выставка авторской керамики) в Мытищинской картинной галерее (Московская обл.)
С 16 марта по 23 апреля 2017 года в залах Мытищинской картинной галереи развернута экспозиция совместной выставки народного художника России Г. Визель и фондов Музея игрушек Александра Грекова. Настоящая выставка включает в себя керамические художественные работы из коллекции «Музея игрушек Александра Грекова» (МИАГ) и произведения замечательного российского мастера, народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора Галины Михайловны Визель (Ханты-Мансийск). Выставка открывается в рамках долгосрочной выставочной программы, реализуемой МИАГ на площадке Мытищинской картинной галереи. На выставке представлено более трёхсот экспонатов из различных стран мира и регионов России, объединённых общим названием «керамика», происходящее от древнегреческого «керамос», то есть «глина», рождённая огнём и талантом художника.
История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия. Керамическая посуда сопровождает людей на протяжении всей истории. Но неизвестно, когда появился на свет древнейший артефакт – первая глиняная свистулька.
В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка была оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Вызывали звуком и свистом ветер и дождь. Постепенно свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву.
Свистульки подразделяются на несколько типов сообразно своей конструкции: с внутренней полостью (большинство русских игрушек), с прилепленным свистком и водяная свистулька. В первом случае сама игрушка формируется вокруг полости, причём чем больше внутреннее пространство, тем ниже звук, а чем меньше – тем выше, звонче. Во втором случае высота звука не зависит от размера композиции, любая игрушка с таким свистком звучит пронзительно; водяная свистулька (в России такие свистульки называют «соловьями» вне зависимости от сюжета, а в Европе — кукушками) дает переливчатую трель, если в нее налить воды.
Водяные свистульки делают в разных странах и традиционная форма их, как правило, похожа – это либо кувшинчики, либо птицы.
Свистульки очень распространены в мире, однако существует множество традиций, где фигурки не имеют свистка. Они также широко представлены в экспозиции.
Поэтому выставку можно считать достаточно полным собранием мировых промыслов керамической игрушки. Однако известны и такие случаи, когда не предназначенная для свиста фигура со временем дополнялась свистком. Так, глиняным барыням и солдатам в некоторых русских промыслах мастера дали в руки птичек, собачек или кошек-свистулек.
Свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. Во многих промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность.
И сегодня игрушка продолжает существовать в традиционных центрах бытования, таких как деревни Филимоново Тульской области и Хлуднево Калужской области, как города Скопин Рязанской области, Суджа Курской области, Старый Оскол Белгородской области, Каргополь Архангельской области, Киров (игрушка слободы Дымково), села Балхары Республики Дагестан.
Наряду с игрушками в экспозицию включены глиняные фигурки и небольшие посудные формы, призванные ещё больше расширить границы представления отечественной керамики.
Профессиональная её часть представлена творчеством Галины Михайловны Визель, живущей и работающей в Тюмени и Ханты-Мансийске.
Она родилась в Тюмени и училась на живописно-педагогическом отделении Ташкентского художественного училища им. П.П. Бенькова и в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н. Островского на отделении керамики.
Она – активный художник декоративно-прикладного искусства, монументалист, живописец, участница самых престижных республиканских, всесоюзных и международных выставок.
Её произведения находятся в Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана, Российском музее прикладного искусства, Курганском художественном музее, Тюменском музее изобразительных искусств, Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, Тюменском областном краеведческом музее, в Лешненском музее (Польша), Когалымском музее изобразительных искусств, в частных собраниях России, Узбекистана, Франции, Германии.
Декоративные композиции Г. Визель, выполненные из шамота и фаянса, соединяют в себе традицию и современное авторское решение. В них органично переплетены реальность и вымысел художника. В них проявляется умение мастера осмыслить философские и религиозные верования коренных народов Севера, форма обобщается до знакового символа.
Колорит её произведений разнообразен и сочен. Сложная игра цветных глазурей, в которую введены соли и металлические окислы, создает впечатление мерцающей живописи.
Созданные в разных техниках, произведения Галины Визель дополняют друг друга, демонстрируя выразительные возможности керамики. Декоративные вазы, блюда и пласты покрыты фантастическим узором. И это не просто роспись по форме, а живопись, которая органично входит в материал, становится как бы частью задуманной формы. Цвет усиливает эмоции зрителя.
Четыре стихии — воздух, вода, огонь и глина — дают мастеру возможность воплотить в простом и древнем материале самые фантастические замыслы. Художник демонстрирует блистательное знание местного этнографического и фольклорного материала, свое умение интерпретировать его.
Тамара Атюшева,
директор Музея игрушек Александра Грекова
|
СМИ о выставке |